четверг, 12 октября 2017 г.

Моя педагогическая философия



       Время летит… Дни мелькают, будто смотришь в окно скорого поезда… Пролетают мимо деревья, цветы, строения, люди… Не успеваешь разглядеть, прочувствовать, понять, осмыслить…
       Так и молодые родители… Бегут по улице, ребенок позади…
Хорошо еще, если за руку мамы держится…И понять их можно: чтобы более-менее достойно жить, надо уметь зарабатывать деньги, вовремя успеть, поймать подходящий момент, не упустить возможность…
Современная жизнь диктует свой ритм бытия…
И дети слышат ежедневно: « Давай быстрей!», « Не видишь, я опаздываю!», «Долго тебя ждать?»
 И ребенок спешит, по дороге пытается рассказать, что сегодня нарисовал брошенного котенка, которого когда-то подобрал и накормил, как с друзьями строил из конструктора автозаправку, что в подвижной игре он был самым ловким, а ребятам понравился его рассказ о путешествии в космос…
      Большая часть останется неуслышанным… « А что ел?»- вопрос в ответ. Этот вопрос заводит в тупик: «Разве вспомнишь нечто обыденное, когда прошло столько интересных событий?...»
         «Дети  это радость, которая пока с вами…» Хочется, чтобы каждый родитель понял эту простую истину. Осознал ее неизбежность…
Проблемы ребенка, его небольшие ежедневные события- это и есть сама жизнь, пропорциональная его маленькому росту…
И его дела так же важны и значительны, как и заботы взрослых…
Картинки по запросу фото родитель с ребенком


        - Сын утром капризничает, не хочет в детский сад!
Да , и такое случается… разберемся!
        - Чем интересным в выходные занимался?
       - На даче с мамой, папой был…
       -  Что там делали?
      - Папа дрова рубил, Мама в огороде, я жег костер…
      - Нравится жечь костры? Может, пожарным будешь… А еще чем занимался?
       - Ничем…
       - Ребята, а как у вас прошли выходные?
      - Телевизор смотрели…
Типичная картина… Знают героев всех сериалов, в курсе всех преступных замыслов мошенников….
         - А сказки какие знаете?
        - «Колобок», « Репка»…
        - А родители вам книги читают?
       - Не читают, некогда…
      - А любимая игра какая?
      - «Догонялки»…
      - Но ведь мы  с вами много игр выучили, Давайте поиграем!
      - Не хотим!...

      Что это? Не желают играть в мяч, прыгать на скакалке, участвовать в играх-эстафетах…. Малейшая неудача, промах- обида…Загадка….
Да, дети другие…И растут в других условиях.
В бурном потоке информации… Раньше взрослеют, воспитываемые телевидением, чувствуют свои права, проявляют больше амбиций, чем мы в свое время…Другие…
       Чем сложнее, тем интереснее. Дети есть дети… Бросаются обнимать при встрече, наперебой делятся своими проблемами и радостями, бегут с полными слез глазами за защитой, если обидели, забывшись, зовут меня:
« Мама!»…Греют своми,  полными участия, глазами, когда рассказываю о своих заботах, спрашиваю совета… Тут все готовы помочь, даже порой фантастическими идеями!
       Где же ключик к вашим сердцам? Не здесь ли?
Простое человеческое общение, такое дефицитное в век нанотехнологий… Книга, добрый взгляд, кивок головы, улыбка. И вот уже ребенок незаметно придвинулся ко мне, склонил голову на мои колени…
    Просто обнять, просто почувствовать, что тебя любят в этом мире,  и рады твоим успехам, помогут в затруднительной ситуациях. И у меня в такие моменты появляется вера в значимость своей профессии. Осознание этого вдохновляет  на творческий поиск.
Нелегко их заинтересовать…Начинается изучение современных приемов, методов, технологий… Новым детям- новые подходы… Помочь познать этот непростой мир. Через удивление, через движение, через действие!
     И, вместе с тем, не забывать о культуре и нравственности! Ни на минуту! Есть что-то святое и незыблемое во все времена! Не только развитие ума, но, и в первую очередь, души.
   Вместе, помогая друг другу, мы справимся с любыми проблемами. А их немало. Я их придумываю сама… Ежедневно… Пусть учатся их решать, думать, анализировать, привыкают мыслить самостоятельно. Через творчество…
        - Кто дома выстригает? Лепит? Клеит?
        - Мне не разрешают брать ножницы…
        - У меня дома нет пластилина…
        - Краски не дают…
   А у нас можно все! Берем то, что под рукой. и мастерим! От изобилия игрушек чувство перенасыщения? Не проблема! Вернее, будет проблема:
- Исчезли у нас игрушки! Что делать?
- Сделаем сами!
И в ход идут любые материалы: бумага, картон, поролон, упаковки…
Главное, подбрасывать дровишки в огонь:
-А как на 2 этаж подниматься?
- А тут можно подрисовать…
-  Чего-то не хватает...
- Порвалось? Бывает! Подумай, как отремонтировать… Спроси у кого-нибудь…
       Так, сообща, постигаем секреты мира природы, материалов, человеческих отношений…Многое окажется в мусорном ведре, ведь некоторые считают это ерундой… Но я вижу у многих в этом процессе искорку интереса в глазах! Без телевизора и компьютера вызываю познавательный интерес, от него – желание действовать, а затем и деятельность. И, самое главное, потребность решать проблемы, искать выход, а не жаловаться: « не могу…».
        А после окончания творческих работ- игра! Игрушка, изготовленная своими руками- это частичка автора… Спрошу, какое у нее настроение? О чем она мечтает? Кто ее друзья? Подскажу, посоветую… Это ли не арттерапия?
      Поиграли? А у меня уже готова новая порция творческих задачек для вас! Я сочиняю стихи про героев, похожих на вас! Они попадают в нелепые или затруднительные ситуации, не знают, как поступить…Я верю, что вы захотите им помочь и справитесь! Обсудим, проанализируем, проиграем, чтоб наглядно представить!
     При этом непременно похвалить, подбодрить. И ребенок чувствует себя счастливым, готовым свернуть горы!
А это и была моя цель: саморазвитие, самоутверждение, самореализация каждого через проблемный диалог и творческую коллективную деятельность!

     Вам жить в этом меняющемся мире. Надо уметь верно оценить обстановку, сориентироваться в условиях и средствах, наладить взаимоотношения с окружающими и выйти на положительный результат. Думаю, мой вклад не последний в этом деле…
      Ну, а родителям вечером покажем наши шедевры, похвалим их маленьких мастеров, выразим надежду, что и дома они изобретут нечто незабываемое и непременно поделятся впечатлениями.
Взрослые ведь, в сущности, тоже дети. Только ограничены рамками и условностями, правилами и обстоятельствами…А затронь душу- каждому необходимо тепло и участие. Внимание и поддержка.
      Так и мои коллеги. С виду - обычный человек. А всмотришься, в каждом свой секрет раскрывается: кто-то замечательно выращивает овощи, кто-то в восторге от распустившегося на участке посаженного им цветка, кто-то поражает меня своей практичностью и умением быстро решать жизненные проблемы, у кого-то можно поучиться выдержке в любых обстоятельствах и логическому рассуждению, а с кем-то можно просто пошутить и отдохнуть душой… Верю: встречи с разными людьми посланы мне судьбой не зря. У каждого можно чему-то поучиться или отогреть душу…
  Антуан де Сент-Экзюпери справедливо заметил: «Нет счастья выше, чем счастье человеческого общения».
    После работы- домой! Ну, а теперь- мое время: движение продолжается! Спортивный зал, музыка, аэробика- радость от мышечной нагрузки перемещается в эмоциональную сферу. И я чувствую прилив  сил, усталость как рукой снимает! Могу снова творить и жить полной жизнью!
  В выходные меня ждет лес! Бегом по гостеприимной тропинке, бегом от лени и тревог! Только вперед! И опять меня окружают только добрые позитивные люди…
      Мне везет на хороших людей! Возьму на заметку совет, пожелание. Переосмыслю чей-то жизненный опыт… А вечером – книга, как старая подружка, ждет меня…
    Позвонить близким… Пообщаться с друзьями… все успеть! И так день за днем, год за годом…
         «Чтобы жить полной жизнью, надо находиться в постоянном движении, и только тогда один день не будет похож на другой...», сказал Пауло Коэльо.
       Педагогика- она везде. Это не работа, это сама жизнь. Ведет по жизни, вдохновляет на творчество…И это удивительно!


Комментариев нет:

Отправить комментарий