« Старушка с лесной опушки »
Совместная образовательная деятельность
по развитию навыков безопасного поведения в дорожных
ловушках
с помощью авторского пособия – игровой сумки.
Воспитание культуры поведения на улице – одна
из первостепенных задач для родителей и педагогов. Федеральный Государственный
Образовательный Стандарт Дошкольного Образования констатирует требования: «
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие
общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; … формирование
основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.»
С детства детей учат правильно
переходить проезжую часть на зеленый сигнал светофора, различать дорожные
знаки, быть внимательным и осторожным на остановке. И, вместе с тем, часто
неприятности происходят в знакомой ситуации, «дорожной ловушке». И ребенок, и взрослый, и, тем более, пожилой
пешеход могут в силу разных причин оказаться в опасной ситуации.
Особого внимания требуют именно люди
пожилого возраста.
Наблюдая за пожилыми людьми, приближающимися к проезжей части, мы видим то суетливость и растерянность перед необходимостью перехода на другую сторону, то затруднение в различении световых сигналов светофора, то игнорирование правил и переход дороги в неположенном месте, торопливость…Поэтому детей необходимо предупреждать о том, что не все участники дорожного движения могут действовать правильно и быстро в сложившейся обстановке на дороге, могут допускать ошибки, тем более, в ситуациях со скрытой опасностью.
Наблюдая за пожилыми людьми, приближающимися к проезжей части, мы видим то суетливость и растерянность перед необходимостью перехода на другую сторону, то затруднение в различении световых сигналов светофора, то игнорирование правил и переход дороги в неположенном месте, торопливость…Поэтому детей необходимо предупреждать о том, что не все участники дорожного движения могут действовать правильно и быстро в сложившейся обстановке на дороге, могут допускать ошибки, тем более, в ситуациях со скрытой опасностью.
Актуальность проблемы побудила меня
на поиск нетрадиционных решений – изготовление макета-сумки «Перекресток» с
пристегивающимися объектами и передвижными фигурками.
Цель: закрепление навыков безопасного поведения пожилого пешехода в
ситуации со скрытой опасностью.
Задачи:
Обучающие: – расширять представление о проблемных
ситуациях на улице, закреплять дорожные знаки.
Развивающие: – развивать умение
концентрировать внимание на сложной дорожной обстановке, находить выход из
сложившейся ситуации, оказывать помощь людям пожилого возраста.
Воспитательные: – воспитывать
культуру безопасного движения, навыки сотрудничества со сверстником и взрослым,
заботу о пожилых людях.
Этапы работы.
1. Просматривание и обсуждение иллюстраций проблемных
ситуаций на дороге в презентации, содержащей авторский стихотворный текст
«Ловушки для старушки», описывающий ситуации «дорожных ловушек».
2. Моделирование ситуаций с последующим проигрыванием на
разработанном мной пособии для режиссерской игры. Оно состоит из макета-сумки
«Перекресток» с пристегивающимися объектами и передвижными фигурками.
Методические
условия реализации.
Игра предполагает возраст участников с 4-7
лет. Взрослый берет на себя роль обучаемого – рассеянной старушки, оказавшейся
в городе. Включаясь в ситуацию помощи пожилому человеку, ребенок оказывается в
роли обучающего, проявляя инициативу и самостоятельность.
Необходимо помнить, что моделирование
ситуаций «дорожных ловушек» следует предлагать детям под непосредственным
контролем взрослых, который умело направит детей на поиск верного решения.
Результат работы с макетом-сумкой – это развитие умения детей
логически мыслить, сравнивать, анализировать, принимать правильные решения,
оказывать помощь нуждающимся.
Оформление игры в виде сумки
позволяет разместить ее в любом
помещении, шкафу. Соответственно, игра
соответствует требованиям ФГОС ДО о построении развивающей
предметно-пространственной среды (доступность, безопасность, вариативность).
Компактность конструкции позволяет по желанию ребенка или родителя взять ее
домой и проиграть проблемные ситуации. Таким образом, акцентируется внимание детей и родителей на профилактику
дорожно – транспортного травматизма,
укрепляются детско-родительские отношения, воспитывается уважение к
пожилым людям.
Представление игровой совместной деятельности по
проблемной ситуации с пожилым пешеходом с помощью авторского пособия состоялось
в детском саду с приглашением коллег педагогического сообщества детского сада в
количестве 12 человек с детьми старшей группы
ТНР( подгруппа 8 детей).
Дети активно участвовали в оказании
помощи старушке
( воспитатель), высказывали
идеи, строили диалоги, что способствовало развитию навыков позитивной
социализации. С помощью игрового пособия моделировали различные ситуации на
дороге и, оказавшись в роли экспертов, помощников, научили пожилого человека
действовать осмотрительно на дороге, проявив заботу и уважение. Данный вид
образовательной деятельности вызвал положительные отзывы коллег и строился в
соответствии с системно-деятельным подходом, соответствовал требованиям ФГОС
ДО.
« Старушка с лесной опушки »
1. У леса на опушке
Жила-была старушка.
Внимательно и не спеша
Жила-была старушка.
Внимательно и не спеша
Вприсядку с нею прыгала
Веселая избушка.
2. Устала жить в лесу одна
Старушка-веселушка
И в город раз поехала
Навестить подружку.
3. На остановке вышла та
Веселая старушка
Вот тут и стала вдруг она
Совсем не хохотушка…
4. Дома. Машины. Улицы.–
Встревожилась старушка.
Дорогу как переходить?
Кругом одни ловушки…
5. Налево глянула– машины…
Дорогу не видать…
Кусты направо:
– Может, мне
Скорей перебежать?»
ВОПРОС: Где
тут ловушка? Что делать в этой ситуации? Как помочь бабушке?
(« Ловушка закрытого обзора»)
6. Старушка стала правила
Усердно вспоминать,
И пешеходный переход
Отправилась искать.
7. Вот переход. Зеленый свет.
Шагнула на дорогу…
– Не торопитесь!– ей кричат,–
Постойте хоть немного!
ВОПРОС: Где тут
ловушка? Что делать? Как оказать помощь пожилому человеку?(« Ловушка у светофора»)
8. Машины встали. Бабушка
Идет через дорогу…
И от волнения едва
Передвигает ноги…
9. И перейти дорогу та
Старушка не успела…
На середине замерла
– От страха обомлела.
ВОПРОС: Как
называется ловушка? Что делать, если в
такой ситуации растерянный пожилой пешеход?
(«Ловушка середины дороги»)
10. И вот опять зеленый свет.
Свободен путь. Вперед!
– Быть может, у подъезда уж
Меня подружка ждет?
11. Заходит в дом. Звонит в
звонок.
А люди говорят:
– Соседка к вам уехала–
Езжайте-ка назад!
12. Присела на скамейку
Старушка отдохнуть…
– Вот через двор я поспешу
Скорей в обратный путь…
ВОПРОС: Так
ли безопасно во дворе? Какая тут ловушка? Что делать? Посоветуйте бабушке…
(« Ловушка, подстерегающая возле дома- «пустынная
дорога»,
« отвлечение внимания»)
13. – Пока машин тут нет,
пойду
Спокойно вдоль дороги…
Я остановку поищу,
Устала я немного…
ВОПРОС:
Безопасно ли идти по обочине «пустынной» дороги? Как сказать старушке об
опасности?
(«Ловушка понижения внимания»)
14. Пока бредет она одна
И ищет остановку,
Включает музыку, наушник
Вставляет в ухо ловко…
15. – А вот и остановка!
Только лишь
Дорогу перейти!
А с песнею любимою
Мне веселей идти!
ВОПРОС: Так
ли безопасно и весело идти по проезжей части и слушать музыку? Чем еще опасен
телефон? Как предупредить бабушку и посоветовать быть внимательней на дороге?
(«Ловушка отвлечения внимания»)
16. Дорогу перешла спокойно.
Вот автобус. Села.
И, задремав, быстрехонько
До дома долетела…
17. Выходит из автобуса:
–К подруженьке скорей!
Бежать!...
Но тут опять
Полным-полно людей…
ВОПРОС:
Можно ли суетиться на остановке, пока не отошел транспорт?
Что делать, если видите
такого пассажира?
(«Ловушка в зоне остановки транспорта»)
18. «Меня, наверное,
заждалась
Подруженька моя…»-
У перекрестка думала,
К дороге подходя…
19. – К дороге ближе встану я
И на бордюр взойду…
Зеленый загорится свет-
Я первая пойду!
ВОПРОС:
Можно ли подходить близко к дороге, особенно на перекрестке? Почему? Что
делать? Как объяснить пожилому человеку, что стоять близко к дороге опасно?
(«Ловушка на углу перекрестка»)
20. Подальше от бордюра та
Старушка отошла.
Дорогу перешла.
21. Подходит к дому– у ворот
Ее подружка ждет.
Вот обняла она ее
И разговор ведет:
22. – Будь в городе
внимательна,
Любимая подружка.
Ведь там повсюду тебя ждут
Дорожные ловушки!
23. Спасибо вам, ребята:
вовремя
Я о них узнала.
И многих неприятностей
Сегодня избежала!
Макет-сумка - отличная идея! Мобильно, гигиенично, привлекательно для детей. И дети чувствуют ответственность за свое поведение на улице, помогая где-то невнимательной, где-то беспечной, а где-то просто беспомощной старушке...
ОтветитьУдалитьСветлана, благодарю!
ОтветитьУдалить