пятница, 13 октября 2017 г.

"Старушка с лесной опушки"


« Старушка с лесной опушки »
Совместная образовательная деятельность
по развитию навыков безопасного поведения в дорожных ловушках
с помощью авторского пособия – игровой сумки.


  Воспитание культуры поведения на улице – одна из первостепенных задач для родителей и педагогов. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования констатирует требования: « Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; … формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.»
         С детства детей учат правильно переходить проезжую часть на зеленый сигнал светофора, различать дорожные знаки, быть внимательным и осторожным на остановке. И, вместе с тем, часто неприятности происходят   в  знакомой ситуации, «дорожной ловушке».  И ребенок, и взрослый, и, тем более, пожилой пешеход могут в силу разных причин оказаться в опасной ситуации.
         Особого внимания требуют именно люди пожилого возраста.


Наблюдая за пожилыми людьми, приближающимися к проезжей части, мы видим то суетливость и растерянность перед необходимостью перехода на другую сторону, то   затруднение в различении  световых сигналов светофора, то игнорирование правил и переход дороги в неположенном месте, торопливость…Поэтому детей необходимо предупреждать о том, что не все участники дорожного движения могут действовать правильно и быстро в сложившейся обстановке на дороге, могут допускать ошибки, тем более, в  ситуациях со скрытой опасностью.
          Актуальность проблемы побудила меня на поиск нетрадиционных решений – изготовление макета-сумки «Перекресток» с пристегивающимися объектами и передвижными фигурками.
Цель: закрепление навыков безопасного поведения пожилого пешехода в ситуации со скрытой опасностью.
Задачи:
          Обучающие:  – расширять представление о проблемных ситуациях на улице, закреплять дорожные знаки.
           Развивающие: – развивать умение концентрировать внимание на сложной дорожной обстановке, находить выход из сложившейся ситуации, оказывать помощь людям пожилого возраста.
           Воспитательные: – воспитывать культуру безопасного движения, навыки сотрудничества со сверстником и взрослым, заботу о пожилых людях.
Этапы работы.
1.     Просматривание и обсуждение иллюстраций проблемных ситуаций на дороге в презентации, содержащей авторский стихотворный текст «Ловушки для старушки», описывающий ситуации «дорожных ловушек».
2.     Моделирование ситуаций с последующим проигрыванием на разработанном мной пособии для режиссерской игры. Оно состоит из макета-сумки «Перекресток» с пристегивающимися объектами и передвижными фигурками.
 Методические условия реализации.
          Игра предполагает возраст участников с 4-7 лет. Взрослый берет на себя роль обучаемого – рассеянной старушки, оказавшейся в городе. Включаясь в ситуацию помощи пожилому человеку, ребенок оказывается в роли обучающего, проявляя инициативу и самостоятельность.
          Необходимо помнить, что моделирование ситуаций «дорожных ловушек» следует предлагать детям под непосредственным контролем взрослых, который умело направит детей на поиск верного решения.
            Результат работы с макетом-сумкой – это развитие умения детей логически мыслить, сравнивать, анализировать, принимать правильные решения, оказывать помощь нуждающимся.
           Оформление игры в виде сумки позволяет  разместить ее в любом помещении, шкафу.  Соответственно, игра соответствует требованиям ФГОС ДО о построении развивающей предметно-пространственной среды (доступность, безопасность, вариативность). Компактность конструкции позволяет по желанию ребенка или родителя взять ее домой и проиграть проблемные ситуации. Таким образом, акцентируется  внимание детей и родителей на профилактику дорожно – транспортного травматизма,  укрепляются детско-родительские отношения, воспитывается уважение к пожилым людям. 
            Представление игровой совместной деятельности по проблемной ситуации с пожилым пешеходом с помощью авторского пособия состоялось в детском саду с приглашением коллег педагогического сообщества детского сада в количестве 12 человек с детьми старшей группы  ТНР( подгруппа 8 детей).
           Дети активно участвовали в оказании помощи старушке
( воспитатель), высказывали идеи, строили диалоги, что способствовало развитию навыков позитивной социализации. С помощью игрового пособия моделировали различные ситуации на дороге и, оказавшись в роли экспертов, помощников, научили пожилого человека действовать осмотрительно на дороге, проявив заботу и уважение. Данный вид образовательной деятельности вызвал положительные отзывы коллег и строился в соответствии с системно-деятельным подходом, соответствовал требованиям ФГОС ДО.


« Старушка с лесной опушки »

1. У леса на опушке
    Жила-была старушка.
Внимательно и не спеша
    Вприсядку с нею прыгала
    Веселая избушка.

2. Устала жить в лесу одна
Старушка-веселушка
И в город раз поехала
Навестить подружку.

3. На остановке вышла та
Веселая старушка
Вот тут и стала вдруг она
Совсем не хохотушка…

4. Дома. Машины. Улицы.–
Встревожилась старушка.
Дорогу как переходить?
Кругом одни ловушки…

5. Налево глянула– машины…
Дорогу не видать…
Кусты направо:
– Может, мне
Скорей перебежать?»
ВОПРОС: Где тут ловушка? Что делать в этой ситуации? Как помочь бабушке?
(« Ловушка закрытого обзора»)

6. Старушка стала правила
Усердно вспоминать,
И пешеходный переход
 Отправилась искать.

7. Вот переход. Зеленый свет.
Шагнула на дорогу…
– Не торопитесь!– ей кричат,–
Постойте хоть немного!
ВОПРОС: Где тут ловушка? Что делать? Как оказать помощь пожилому человеку?(« Ловушка у светофора»)

8. Машины встали. Бабушка
Идет через дорогу…
И от волнения едва
Передвигает ноги…

9. И перейти дорогу та
Старушка не успела…
На середине замерла
– От страха обомлела.
ВОПРОС: Как называется ловушка?  Что делать, если в такой ситуации растерянный пожилой пешеход?
(«Ловушка середины дороги»)

10. И вот опять зеленый свет.
Свободен путь. Вперед!
– Быть может, у подъезда уж
Меня подружка ждет?

11. Заходит в дом. Звонит в звонок.
А люди говорят:
– Соседка к вам уехала–
Езжайте-ка назад!

12. Присела на скамейку
Старушка отдохнуть…
– Вот через двор я поспешу
Скорей в обратный путь…
ВОПРОС: Так ли безопасно во дворе? Какая тут ловушка? Что делать? Посоветуйте бабушке…
(« Ловушка, подстерегающая возле дома- «пустынная дорога»,
« отвлечение внимания»)

13. – Пока машин тут нет, пойду
Спокойно вдоль дороги…
Я остановку поищу,
Устала я немного…
ВОПРОС: Безопасно ли идти по обочине «пустынной» дороги? Как сказать старушке об опасности?
(«Ловушка понижения внимания»)

14. Пока бредет она одна
И ищет остановку,
Включает музыку, наушник
Вставляет в ухо ловко…

15. – А вот и остановка! Только лишь
Дорогу перейти!
А с песнею любимою
Мне веселей идти!
ВОПРОС: Так ли безопасно и весело идти по проезжей части и слушать музыку? Чем еще опасен телефон? Как предупредить бабушку и посоветовать быть внимательней на дороге?
(«Ловушка отвлечения внимания»)

16. Дорогу перешла спокойно.
Вот автобус. Села.
И, задремав, быстрехонько
До дома долетела…

17. Выходит из автобуса:
–К подруженьке скорей!
  Бежать!...
                  Но тут опять
Полным-полно людей…
ВОПРОС: Можно ли суетиться на остановке, пока не отошел транспорт?
Что делать, если видите такого пассажира?
(«Ловушка в зоне остановки транспорта»)

18. «Меня, наверное, заждалась
Подруженька моя…»-
У перекрестка думала,
К дороге подходя…

19. – К дороге ближе встану я
 И на бордюр взойду…
Зеленый загорится свет-
Я первая пойду!
ВОПРОС: Можно ли подходить близко к дороге, особенно на перекрестке? Почему? Что делать? Как объяснить пожилому человеку, что стоять близко к дороге опасно?
(«Ловушка на углу перекрестка»)

20. Подальше от бордюра та
Старушка отошла.
Дорогу перешла.

21. Подходит к дому– у ворот
Ее подружка ждет.
Вот обняла она ее
И разговор ведет:

22. – Будь в городе внимательна,
Любимая подружка.
Ведь там повсюду тебя ждут
Дорожные ловушки!

23. Спасибо вам, ребята: вовремя
Я о них узнала.
И многих неприятностей

Сегодня избежала!




2 комментария:

  1. Макет-сумка - отличная идея! Мобильно, гигиенично, привлекательно для детей. И дети чувствуют ответственность за свое поведение на улице, помогая где-то невнимательной, где-то беспечной, а где-то просто беспомощной старушке...

    ОтветитьУдалить